DJ Romeo
DJ Romeo

DJ Нил
DJ Нил

В поезде

Знайте, что поездка в поезде может быть удовольствием, если вы в одиночестве или с близким человеком занимаете двухместное купе пульмановского вагона. Во всех остальных случаях тряска, жара, толчея и громоздкий багаж могут смутить даже спокойного человека.

Таким образом, в поезде внимание и вежливость к окружающим подчас требуют от нас значительных усилий.

Прежде всего два слова о багаже. Упаковывайте вещи так, чтобы ваш багаж выглядел аккуратным.

По правилам МПС, пассажир имеет право взять с собой в вагон такое количество ручной клади, которое помещается над и под занимаемым им сиденьем. Громоздкие и тяжелые вещи придется сдавать в багаж. Если вещей действительно много, то будьте готовы к тому, что за них придется доплачивать. Лучше заплатить, чем доказывать свои права железнодорожному чиновнику при исполнении.

Багаж принято хранить под своей полкой. Если он там не умещается по причине его громоздкости, то проявите учтивость и спросите разрешения соседей, можно ли разместить вещи под их местами, или расположите их на багажных полках.

Под соседское сиденье следует класть те вещи, которые не пригодятся вам в течение поездки. Личные и постоянно нужные в дороге предметы (зубную щетку, полотенце, туалетную бумагу и т. п.) следует держать в непосредственной близости от себя или под своим сиденьем.

Собираясь в дорогу, помните мудрое изречение Сократа «Все свое ношу с собой» и ограничьтесь необходимым минимумом, чтобы не отравить путешествие ни себе, ни другим.

Багаж к поезду несет носильщик. Если носильщиков не оказалось в зоне видимости, придется тащить свой багаж самому либо нанимать привокзальную публику. Вот почему багаж должен быть таким, чтобы его можно было самостоятельно донести до вагона.

Мужчина или младший по возрасту входит в вагон первым, чтобы занять место, разместить багаж и помочь женщине или старшему по возрасту войти в вагон. Если женщина едет одна, без провожатых, долг мужчины-попутчика помочь ей разместить тяжелый багаж. Сама женщина не должна стесняться просить его о такой услуге.

Провожающим и пассажирам, определившимся со своим местом, до отхода поезда не нужно стоять в проходе, мешая входящим.

Входя в купе, принято приветствовать попутчиков, мужчины снимают головной убор. Если дорога дальняя, можно представиться.

Нижние места, как правило, уступают женщинам и пожилым людям. Следует заметить, что пожилому и немощному мужчине оказывают такое же внимание, что и женщине. Днем на нижнем месте имеет право сидеть и пассажир с верхней полки.

В поездах дальнего следования принято переодеваться в дорожный или спортивный костюм, надевать чистые носки и какую-нибудь сменную обувь. Помните, что халат, пижама, домашние шлепанцы предназначены только для спальни и ванной комнаты.

Через некоторое время после отправления дайте возможность вашим соседям переодеться. Вначале мужчины в купе оставляют женщин, а потом те – мужчин. Во время подготовки ко сну используется тот же принцип: по очереди выходят из купе в коридор сначала мужчины, потом женщины. Тот, кто уже устроился на ночлег, поворачивается лицом к стене.

Помните, что курят только в тамбурах и исключений из этого правила не делается, если только вы не едете в мексиканском, индийском или африканском поезде.

Храп – это испытание, которое Господь послал нашим с вами родным, близким и спутникам. Если вы знаете за собой эту слабость, предупредите об этом своих спутников и разрешите им разбудить вас.

Войдя в купе и увидев там пассажира, не стоит озадачивать его вопросами о личной жизни и месте его следования. Достаточно просто поздороваться, представиться по имени или по имени-отчеству. Вообще, в дороге попутчики представляются только в том случае, если появилось желание продолжить знакомство.

Если вас тянет поговорить, то пожалуйтесь на погоду, жару (холод), спросите, работает ли кондиционер (отопление). Если сосед начинает радостно разглагольствовать, можете продолжать разговор в том же духе. Если же он бубнит что-то невнятное и смотрит в свою газету, пытаясь дочитать статью, скорее всего, он не расположен к разговорам и вам не следует раздражать его болтовней. Доставайте собственную газету или погружайтесь в молчаливое ожидание чая. Жанр кроссворда создан специально для поездов, но не стоит, заглядывая соседу через плечо, пытаться помочь ему в решении, если он сам к вам не обратится.

В поезде не стоит пользоваться дезодорантами с резким ароматом и парфюмерией вообще, поскольку в замкнутом пространстве все запахи воспринимаются острее и от их смешения букет может получиться не самый приятный.

Дети в дороге доставляют много хлопот. Родители должны объяснить им, как себя вести, и следить, чтобы они не беспокоили других пассажиров. Но наказывать детей, воспитывать их при посторонних не принято.

Не принято расспрашивать и угощать детей без разрешения родителей и уж тем более воспитывать их или поучать. К детям, путешествующим в сопровождении родителей, постарайтесь быть терпеливым и снисходительным, какими бы капризными они ни были.

Если собеседник начинает утомлять, лучший способ прекратить разговор – углубиться в книгу или газету. В дискуссиях соблюдайте афоризм Андрея Макаревича: «Вагонные споры – последнее дело…» Вы все равно никогда и никого не сумеете переубедить или доказать свою правоту, только рассердите и обидите не знакомого вам, пусть и чистосердечно заблуждающегося, человека.

Если вы едете со знакомым, другом, женой, то приватную беседу следует вести негромко, поскольку проблемы, которые вы обсуждаете, интересны только вам.

С дорожными знакомыми не обсуждают жизнь близких или общих знакомых. Если все-таки разговор заходит о ком-либо, его называют по имени или меняют имя, не называя фамилию. Вполне возможно, что ваш собеседник и тот, кого вы обсуждаете, хорошо знают друг друга. Также не принято говорить о личных делах, заботах и болезнях. Хвастаться своими успехами тоже не стоит.

Если соседи не понимают ваших потребностей в общении и развлечениях, то отправляйтесь в вагон-ресторан и там залейте пожар своей души разумным количеством напитков. Помните, что вам потом еще придется возвращаться в свой вагон и отыскивать свое купе.

Пить водку в поездах с соседями необязательно, а не пить – желательно.

Если в попутчики вам попалась семья, постарайтесь покончить со своей трапезой как можно быстрее, чтобы освободить им место у стола, либо дождитесь, пока поедят они. В стандартном купе уместиться у стола всем пассажирам затруднительно.

Не берут в дорогу скоропортящиеся продукты, еду с острым и специфическим запахом, не ешьте в дороге лука и чеснока.

Обеды в купе – специфическая азиатская привычка. Впрочем, и здесь существует своеобразный этикет. Во время еды столик застилают салфетками и едят аккуратно, стараясь ничего не испачкать. Недоеденную пищу убирают в сумку. Вообще, столик не загромождают личными предметами – он может понадобиться другим пассажирам. Остатки еды, бумагу, банки и т. д. выбрасывают в специальный ящик в конце коридора. Если его нет, мусор складывают в специальный пакет и выбрасывают в положенном месте по прибытии.

Фиксировать внимание на том, как человек ест, не принято. Иногда можно предложить соседу разделить с вами трапезу. Вежливый отказ не должен вызывать обиду, но и настаивать не следует. В принципе попутчиков не принято угощать обедом, а им, даже если их пригласят разделить трапезу, следует отказаться. Но вот сладости к чаю предлагать принято.

Категорически не принято, сидя на своей полке, класть ноги на противоположную.

Признак дурного тона – принимать гостей в своем купе.

Не следует открывать окно без согласия всех попутчиков.

Играть в карты можно только с вашим спутником и ни в коем случае не принимать в компанию случайных попутчиков.

Не уходите в соседнее купе, даже если вас туда настойчиво приглашают, особенно надолго: поужинать, попеть под гитару или поиграть в карты. Помните о своем багаже и не создавайте условий для его исчезновения.

Подъезжая к месту назначения, вовремя приведите себя в порядок и соберите багаж так, чтобы не мешать другим.

Покидая купе, попрощайтесь с соседями и пожелайте им счастливого пути. Мужчина выходит из вагона перед женщиной, младший по возрасту – перед старшим, чтобы помочь им выйти из вагона.